Ссылки для упрощенного доступа

В России обнаружили свободу


По итогам 2008 года Россия заняла 141 место на атласе свободы прессы
По итогам 2008 года Россия заняла 141 место на атласе свободы прессы
"Репортеры без границ" выпустили первую часть атласа свободы печати в российских регионах. Описания насилия и способов, которыми местные власти приобретают лояльность журналистов, выглядят как детектив. В некоторых регионах, впрочем, условия для существования свободной прессы были обнаружены. Редактор исследования Аня Вьоль рассказала Радио Свобода о причинах оптимизма и предложила рекомендации для работников и владельцев СМИ.

В Москве ситуация со свободой прессы понятна: несколько изданий регулярно характеризуются как последние ее бастионы, отмечается в отчете "Репортеров без границ" ("Reporters sans frontieres", RSF). О том же, что происходит в регионах, известно меньше. Пять экспертов – германских корреспондентов, аккредитованных в Москве, – летом 2009 года посетили семь регионов России: Архангельскую, Московскую, Свердловскую, Пермскую области, Краснодарский, Алтайский и Приморский края – и на местах ознакомились с ситуацией.

Специально для России в RSF изменили терминологию. Западные журналисты отказались от того, чтобы разделять российские СМИ на "независимые" и "зависимые", но выделили три категории. Это СМИ в государственном владении или с влиянием государства; СМИ в частном владении, но с сильным влиянием собственника; СМИ в частном владении и без вмешательства в редакционную политику (таких меньшинство).

Большая часть радиостанций, телеканалов и газет находится – полностью или частично – во владении регионов, округов, городов. Эти СМИ являются глашатаем официальных структур по объяснимым причинам. Однако "Репортеры без границ" натолкнулись также на большое количество примеров, когда в выходных данных СМИ не было ни слова о мэрах или губернаторах, однако в своих публикациях они занимали позицию органов власти.

Инструментом, обеспечивающим лояльность со стороны таких "независимых" СМИ, оказались "информационные контракты". Так, контракт мэра подмосковного Клина с независимым телевизионным каналом "Поиск ТВ" предусматривает освещение деятельности городских органов власти в объеме 960 минут в квартал. При этом, по контракту, заказчикам предоставляется право "высказывать рекомендации по содержанию, художественному и эстетическому качеству оформления".

Но и "оппозиция" (в большинстве случаев это группа бизнесменов, находящихся в конфликте с органами власти) создает собственные СМИ. Часто в выходных данных таких газет не стоят настоящие фамилии владельцев, а их финансирование происходит непрозрачно. Так, "Правда Северо-Запада" в Архангельске скрыто финансировалась структурами олигарха Олега Дерипаски. Уровень публикаций подобных изданий, как правило, очень низкий: журналистские принципы соблюдаются лишь изредка, поскольку целью этих СМИ является компромат на политических и экономических противников.

Так, в марте 2008 подмосковная газета "Щелковчанка", принадлежащая местному олигарху и распространяемая тиражом в 50000 экземпляров, занялась поиском по объявлению "профессионального журналиста для систематического и детального исследования деятельности депутата Наталии Еремейцевой". Одновременно с этим газета обратилась ко всем читателям, которым что-либо известно об этом депутате, с призывом предоставить газете за гонорар соответствующую информацию.

Во многих изданиях пожаловались на то, что на следующий день после критических публикаций упомянутые в них политики лично звонят в редакцию. До судебных исков, впрочем, доходит лишь иногда.

Журналисты, идущие в политику, подвергают себя опасности. Примером этому служит случай с Петром Липатовым, главным редактором оппозиционной газеты "Согласие и правда" (Московская область), который на демонстрации в городе Клин потребовал от мэра ухода в отставку. Некоторое время спустя на него напали неизвестные и избили. Журналист Максим Золотарев из города Серпухов (Московская область), в течение двух лет боровшийся с городской администрацией, в мае 2009 года также был избит неизвестными.

На Алтае самым жестоким нападением на журналиста за последнее годы было избиение Валерия Савинкова, главного редактора оппозиционного интернет-агентства. 31 января 2008 года среди бела дня в центре города неизвестные нанесли ему по голове удары бейсбольной битой с такой силой, что он потерял сознание и долгое время лежал в больнице с сотрясением мозга.

При этом в глазах российской общественности репутация отечественных журналистов невысока.

Говоря о лояльности к власти, журналисты высказались, что "нельзя отрубать руку, которая кормит". "Кто платит, тот и заказывает музыку", - сообщил исследователям из RSF архангельский бизнесмен Дмитрий Данилов, учредивший медиахолдинг. Журналисты в личных беседах с авторами доклада не отрицали, что во время финансовых затруднений принимали вознаграждения от бизнесменов или политиков за компрометирующие их конкурентов публикации.

По мнению Дмитрия Полянина из Союза журналистов Свердловской области, важнейшей проблемой является не недостаток свободы печати, а коррумпированность прессы.

Вместе с тем, в регионах работают отдельные бесстрашные объективные журналисты с безупречной репутацией. В качестве "отдельных борцов - героев" в отчете названы издатель газеты "Свободный курс" на Алтае Юрий Пургин и политический обозреватель газеты "Арсеньевские Вести" во Владивостоке Мария Завадская.

Ситуация со свободой прессы в регионах различна. В качестве примера относительной свободы печати приводится город Пермь, поскольку там "угрозы в адрес журналистов или юридические разбирательства с ними являются лишь редким исключением, целенаправленные нападения на журналистов в последние годы не были зафиксированы".

Как проходили поиски свободы прессы в российских регионах, корреспонденту РС рассказала редактор-составитель атласа прессы в России Аня Вьоль, представитель немецкого отделения "Репортеров без границ".
XS
SM
MD
LG